ПомощьКарта сайтаФорумНа главную
Баннер
Главная Электрика Статьи Электрические дети Солнца
14.08.2018
Электрические дети Солнца
20.08.2004 10:10
Электрический светCвет был всегда. Точнее, он был создан настолько давно, что кажется, будто он был всегда. Мнения относительно автора этого "гениального изобретения" расходятся, но значение его трудно переоценить - эта "вечная лампочка", находящаяся на расстоянии 149,6 миллиона километров от Земли, размером 1,4 миллиона километров в диаметре, стабильно излучающая 6450 Вт энергии на квадратный сантиметр, нас еще не подводила.

Электрический свет гораздо моложе - в 2000 году ему исполнится 120 лет, и доподлинно известно, что его создателем был американец Томас Алва Эдисон, который изобрел электрическую лампочку. До него эффект свечения раскаленного проводника, по которому пропущен ток, описал его британский коллега сэр Хамфри Деви, но до изобретения Эдисона свечение оставалось не более чем увеселительным экспериментом.

Конечно, то была далеко не первая попытка человека сотворить подобие солнца чтобы оживить изображения на стенах пещер, первобытные люди разводили огонь, факелы иллюминировали храмовые действа древних греков, тихо потрескивая, масляные лампы освещали лица римских патрициев, канделябры с множеством свечей отбрасывали трепетные тени на шелковые платья дам. Но изобретение лампочки открыло новую эру в развитии светильника как объекта дизайна и предмета интерьера. Лампочка Эдисона стала своего рода манекеном или скорее куклой-голышом, невинной, безыскусной, по-своему совершенной и... абсолютно голой. Ее хотелось одеть и облагородить - именно этим вот уже 120 лет и занимаются дизайнеры Причем наряды этой "куклы" отличаются исключительным разнообразием пышные кринолины шелковых абажуров и комические колпаки из несгораемого пластика, белые одежды кубов из японской бумаги и радужные туалеты из венецианского стекла.

Упаковки для света

Настольная лампа В то время и появились знаменитые настольные лампы американского дизайнера Луиса Тиффани. Он создавал яркие "упаковки для света" из цветного перегородчатого стекла, напоминавшие витражи готических соборов. В них использовались природные мотивы арт нуво и чистые цвета, которые преобразовывали потоки света. После Первой мировой войны на смену невиданным цветам и рептилиям из цветного стекла приходят и простые геометрические формы артдеко, созвучные новому времени - времени развития промышленности, джаза и "Русских сезонов". Дизайнеры, творившие в этом стиле, стремились придать стеклянным поверхностям эффекты матовости и прозрачности, они уже не играли роль цветовых фильтров. В больших количествах использовался хромированный металл, который помогал достичь желаемого механистического эффекта. Примером такого дизайнерского решения может служить настольная лампа "WG24", выполненная Вильгельмом Вагенфельдом в 1924 году. В ней хорошо просматривается новая эстетика четкие формы, сочетание матового и прозрачного стекла, никелированных металлических частей и общей механистичности облика.

Технический прогресс

Осветительные приборы менялись в зависимости от того, как изменялось их эстетическое и функциональное назначение. Развивались формы, но и техническое развитие самой лампочки не стояло на месте. Вскоре после создания лампы накаливания появилась флуоресцентная лампа, несколько позднее - галогенная. Благодаря дальнейшим открытиям размеры лампочки значительно уменьшились, что в свою очередь позволило создать низковольтные системы. Постепенно были сняты многие технические ограничения. Сегодня размер источника света может быть предельно мал, что не влияет на его функциональные характеристики. Поэтому возникает вопрос: интересен ли свет как объект дизайна, не стал ли он сугубо служебным элементом интерьера?

Каждый дизайнер отвечает на этот вопрос по-своему. От этого решения зависит выбор материала и лампы, конфигурация, пространственное положение и многое другое. Если для дизайнера функциональная сторона, светильника первична, то наличие декоративных элементов автоматически перестает быть непременным атрибутом, и тогда рождаются такие невиданные доселе явления, как "wall-washers" ("светильники, омывающие светом стены"), безабажурные торшеры, направленные вверх, где в качестве естественного отражателя работает поверхность потолка. Или низковольтные системы, в которых с паутины почти невидимых тросов свешиваются крошечные глазки галогенных ламп, раскрепленных с помощью противовесов или просто перекинутых через проводник.

Но художник на то и художник, чтобы, используя минимальные средства, добиться максимального эффекта. Это в полной мере относится к низковольтным системам немецкого дизайнера Инго Маурера, который совершил настоящий переворот, создав абсолютно серьезную низковольтную систему со смешным названием "YaYaHo". Ее тросы расчерчивают помещение так же, как меридианы - карту звездного неба, а звезды вы можете разбросать по ним сами - там, где пожелаете. Надо сказать, что многие современные дизайнеры руководствуются принципом "все гениальное - просто". Чистота линий служит залогом того, что светильник может быть использован для освещения любых зон помещения. К таким универсальным системам можно по праву отнести систему "Surf" дизайнера Нила Паултона и систему "Zanzibar 75", разработанную Марио и Клаудио Беллини для Artemide.

Система "Surf", которая по очертаниям очень напоминает доску для виндсерфинга, рассчитана на флуоресцентную трубку и может быть как подвешена на тросах к потолку, так и закреплена специальным образом на стене, тем самым превращаясь в пресловутый "wall-washer". Свет, направленный вверх, отражается от стен и потолка и рассеивается, а сама "доска" как бы растворяется в их поверхности. "Zanzibar 75" представляет собой маленький галогенный прожектор направленного света с защитным стеклом, такие светильники хорошо смотрятся объединенными в группы, и благодаря тому, что "головку" прожектора можно поворачивать во всех направлениях, с их помощью легко организовать оптимальное освещение рабочей зоны. Эти системы демонстрируют, что освещение становится все более демократичным, предоставляя нам неограниченную свободу действий для решения конкретной задачи.

Архитектура света

Осветительный приборОсветительный прибор может (и даже призван) быть стилевым и эмоциональным акцентом всего интерьера.

Однако не следует полагать, что все дизайнеры исповедуют принцип "чем меньше и проще, тем лучше". Так, напольная лампа "Hugo" (Terzani, дизайнер Жан Франсуа Кроше) наверняка не останется незамеченной в вашей гостиной. Состоящая из множества стальных прутьев, в темноте она превращается в гигантского осьминога с тысячью щупальцев, на которых играет свет лампы, спрятанной в их основании.

Смысловым центром интерьера, выполненного в азиатском стиле, может стать "Наnа I" (в переводе с японско го "цветок"), подвес Инго Маурера, сделанный из традиционных японских бумажных вееров ичива. В них удивительным образом сочетается японская эстетика и европейская технология, а свет, проходящий через них, запоминает таинственное свечение бумажных фонари ков С бумагой васи с удовольствием работают и японские дизайнеры - ее часто используют Исаму Ногучи и Хироши Моришима.

По-прежнему заслуженной популярностью у создателей светильников пользуется стекло - материал, как будто специально созданный для того, чтобы взаимодейство вать со светом. Большинство производителей используют стекло, издавна производимое на острове Мурано. Поразительные пластические свойства этого стекла позволяют создавать причудливые формы, а его богатая палитра дает безграничный простор для творчества. Для фирмы Venim, специализирующейся в производстве мурановского стекла, светильники создавали такие из вестные дизайнеры, как Джио Понти, Карло Скарпа, Этторе Соттсас, причем во многих из их творений угады ваются очертания вазы - любимого "детища" венеци анских стеклодувов.

Особенное положение среди светильников в условиях царящего сегодня функционализма занимают так называемые светящиеся объекты. Это название объединяет все предметы, в которых имеется источник света, чья форма первична по отношению к их функции. Даже если по силе света они уступают обычным светильникам, их яркая индивидуальность это компенсирует! Взять хотя бы создание Каори Шиманака под названием "Open Light" ("открытый свет"), похожее на куб иллюзиониста, из которого струится свет. Кажется, что сила его потока при открывает грани куба и вырывается наружу. Здесь можно увидеть и мотив вечной борьбы света и тьмы, и противостояние добра и зла, и множественность целого, и единство противоположного - одним словом, все, что каждый склонен видеть в данный момент.

Порой бывает нелегко провести четкую грань между светильниками и другими предметами интерьера. Сливаясь в некий полифункциональный объект, предмет мебели и источник освещения становятся единым целым. Ни тот, ни другой не желают быть дополнением другого. Итогом союза равных становится новый объект, не поддающийся строгой классификации. К какому классу предметов обстановки можно отнести, к примеру, модель "Talo 1989", спроектированную для Giorgetti Macсимо Сколари? Ее с равным успехом можно назвать ночным столиком, снабженным лампой в металлическом абажуре, или торшером с вращающейся столешницей.

Завершая разговор о свете, хочется сказать еще об одном необычайно простом и вместе с тем гениальном "светящемся объекте" - крылатой лампочке Инго Маурера. Вместо того чтобы в очередной раз "одеть" лампочку, дизайнер "раздел" ее, освободив тем самым от гнета формальной эстетики и условностей, воспевая свет и наделяя ее крыльями. И окрыленная свободой лампочка - само олицетворение света - легкой птичкой парит над обыденностью. Помните обещание старого фотографа "Сейчас вылетит птичка!"? Действительно, птичка вылетает - свободной вспышкой света.

www.batteryteam.ru